Протоиерей Александр Лопушанский о “Прощеном воскресении”

Это воскресенье, как и другие особые церковные дни имеет сразу несколько наименований, что конечно же говорит о значимости этого дня.

С одной стороны, мы его называем прощеным или прощальным. С другой – неделей сырной. А в-третьих –  воспоминанием Адамова изгнания.

Сразу три названия одного и того же дня! Каждое из них заслуживает отдельного толкования и рассмотрения. Хотя все эти эпитеты, прилагаемые к этому воскресному дню подводят нас к главной цели – началу Великого поста.

Но давайте всё же немного разберемся, какой смысл таится за всеми этими названиями.

Сырным воскресеньем оно названо потому что является последним днем для вкушения молочной пищи, ведь уже завтра Великий пост.

Прощеным, или правильнее сказать прощальным оно называется по причине того, что в этот день древние палестинские монахи помолившись за вечерним богослужением и угостившись скромной монастырской трапезой отправлялись на весь период Великого поста в пустыню на уединенные подвиги.  Перед этим опасным путешествием, а мы не будем забывать, что пустыня – это всегда опасно (львы и проч. тяготы), монахи брали благословение у игумена и прощались друг с другом. Именно прощались, т.к. никто из них не был уверен, что сможет вернуться назад живым. Все-таки пустыня есть пустыня.

От этого обычая и родилось столь необычное название «Прощальное воскресенье». Хотя его сегодня уже практически никто и не употребляет. Чаще называют не «прощальным», а «прощеным». И это тоже не случайно.

Ведь прощание невозможно без прощения. Особенно если это касается близких людей.

Древние монахи просили в этот день прощения друг у друга за все причиненные обиды и неудобства (жизнь в монастыре лишь со стороны кажется легкой и беззаботной).

Мир – особое состояние духа, ведущее к осуществлению самого важного замысла Божия о нас. Замысла о единстве человеческого рода, воплощенном в идее Церкви, организме любви. Любовь и единство – это именно то, чего хочет от нас Господь.

Как хорошо сказал апостол Павел: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Ефес. 4: 26-27).

Солнце не должно зайти, пока вы не оставите гнева на кого-либо!

Злоба, склоки, пересуды, обиды, недопонимания и прочие душевные сорняки не имеют права на существование в христианской общине. Их необходимо нещадно искоренять!

Неумение жить в мире и любви является одним из основных препятствий, отторгающим нас от Бога. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой»(Мф. 5: 23-24). Или в молитве «Отче наш»: «И остави долги наши, якоже и мы оставлям должником нашим». Как видите, отсутствие мира между людьми – это то, что делает невозможным Богообщение.

Поэтому, для христианина мир и любовь вполне обычное и естественное состояние, а выход из него должен сразу же пресекаться. Чему мы, к сожалению, так и не научились.

На самом деле в Церкви нет и не должно быть никакой нужды устанавливать особый день для всеобщего и взаимного прощения друг друга. Для христианина прощать – это также естественно, как и дышать! А установившийся «чин прощения» нужно рассматривать лишь как наглядный урок и напоминание об этой важной добродетели. Ведь, многие из нас о ней часто забывают.

Еще одним из названий (кстати самым верным) наше воскресенье именуется: «Воспоминание Адамова изгнания».

В первых главах Библии описывается трагедия, в результате которой наши далекие предки, некогда обитавшие в месте под названием Эдем (где первоначально и располагался рай) были оттуда выдворены.

Слово «Эдем» имеет очень красивое толкование. Буквально оно, означает «наслаждение».  В чем же состояло наслаждение Адама? Оно, как учили святые отцы, состояло в первую очередь в его непосредственном Богообщении. Бог, ходящий «в раю во время прохлады дня» являлся и беседовал с ним лицом к лицу. Что может быть прекраснее!

Будучи изгнанным из этого удивительного места первый человек лишился того духовного состояния в котором находился и был обречен на скитание по миру со всеми вытекающими последствиями (лишением доступа к Древу жизни и т.д.).

Богослужение этого дня напоминает верующим о первой причине приведшей к этому изгнанию. Адам, как об этом повествуют богослужебные тексты, был изгнан из Рая из-за своего невоздержания. Вкусив запретный плод.

Ослушавшись самого Бога, он тем самым нарушил первый в истории человечества пост, благодаря которому мог бы подняться выше, став более совершенным чем был. Но Адам не смог, совершив еще ряд проступков, и в итоге обвинив во всем этом Самого Творца.

Конечно, трагедия, описываемая в Библии носит гораздо больший характер. Изгнание Адама произошло не спонтанно. Там присутствует и желание «быть как боги», и открытая ложь. А также неуслышанный Божий призыв к его покаянию.

Позже, сын Адама Каин за пролитую кровь родного брата Авеля оказался изгнанным еще дальше (первые люди жили совсем недалеко от Эдема), в землю под названием «Нод», что в переводе означает «земля странствия» или «земля ссылки».

Так и скитается человечество поныне в чужой для него земле, в надежде вернуться в свой истинный дом.

Церковь призывает к воздержанию в Великий пост, как средству способному хоть немного нас изменить и обуздать бушующие в душе страсти. Ограничить не только своё чрево, но и глаза, и уши. Чтобы всё свое внимание человек обратил к Богу. И попробовал вернуть утраченное некогда Богообщение.

Поэтому пост и начинается с воспоминания Адамова изгнания.

Прощеное воскресенье нам предлагает поставить самую важную цель, относящуюся не только к Великому посту. Это возвращение утраченного дара общаться с Богом. А она достижима лишь, когда наше внимание приковано к Нему. К Тому, Кто является источником жизни и света. А пост нам в этом может немного помочь.

Протоиерей Александр Лопушанский

(10)