Житие священномученика Алексия (Могильницкого), пресвитера Лельчицкого

Священномученик Алексий, пресвитер Лельчицкий (Алексей Савельевич Могильницкий) родился 17 октября 1870 года в городе Минске в семье мещан Савелия Николаевича и Екатерины Александровны Могильницких. Его отец, отставной военный, состоял губернским писарем. В десятилетнем возрасте Алексей избирает путь служения Богу и поступает в Минское Духовное училище, а затем – в Минскую Духовную семинарию.

8 мая 1892 года по представлению Начальства Семинарии Алексей Могильницкий посвящён Его Преосвященством, Преосвященнейшим Симеоном (Лыньковым), епископом Минским и Туровским, в стихарь. 13 июня 1892 года с аттестатом второго разряда Алексий закончил полный курс Духовной семинарии.

Одиннадцать лет своей жизни он посвятил духовному образованию, считая служение Богу и послушание Церкви основой своего пастырского долга.

Примерно в эти же годы Алексей Могильницкий сочетается церковным браком с девицей Анастасией Ивановной, 1875 года рождения.

9 октября 1892 года, по прошению, Алексей Могильницкий был назначен псаломщиком Островской церкви Пинского уезда. Имея твёрдое желание послужить Матери — Церкви на пастырском поприще, он подаёт прошение о рукоположении его в священнический сан. Спустя год его желание осуществилось: 31 августа 1893 года в Минском кафедральном соборе псаломщик Алексей Могильницкий был рукоположен во диакона, а 5 сентября того же года — во священника.

Хиротонию совершил Преосвященнейший Симеон (Лыньков), епископ Минский и Туровский.

Три года своего пастырского служения отец Алексий трудился в качестве пресвитера Рождества-Богородичной церкви села Великий Бор Речицкого уезда и учителя Закона Божия Велико-Борского народного училища. В Клировой ведомости Велико-Борской церкви имеются сведения о том, что с октября по ноябрь 1893 года священником Алексием Могильницким было сказано 17 проповедей и 16 бесед. Этот факт свидетельствует о нем как о ревностном проповеднике.

5 августа 1894 года у отца Алексия и матушки Анастасии родилась дочь Лариса, в замужестве Давидовская.

4 апреля 1896 года, согласно поданному прошению, отец Алексий был переведён в Турковскую церковь Бобруйского уезда. Более десяти лет он нёс послушание на этом приходе, одновременно исполняя другие обязанности: состоял в должности законоучителя Турковского народного училища, являлся духовным следователем первого участка Бобруйского уезда (с 1899 года), членом Ревизионной комиссии по проверке отчётности Паричского женского Духовного училища, работал в качестве наблюдателя Бобруйских уездных церковных школ, входил в состав Бобруйского Уездного Отделения Минского Епархиального Училищного Совета (с 25 февраля 1902 года).

Приход отца Алексия насчитывал одиннадцать деревень и около пяти тысяч прихожан. Одновременно батюшка служил в приписном к Турковской церкви храме деревни Бирча. Стараниями отца Алексия в 1898 г. в селе Турки был построен новый деревянный храм, освящённый в честь Святой Троицы, а также колокольня, трапезная и другие церковные постройки. К сожалению, храм не сохранился до нашего времени, но осталась фотография, по которой можно судить о его красоте и величии.

В Турках у отца Алексия и матушки Анастасии рождается ещё четверо детей: сын Феодосий (28 февраля 1898 года), сын Тихон (30октября 1899 года), дочь Нина (11 февраля 1901 года) и сын Николай (16 января 1903 года).

Начинается Русско-японская война. По отношению к воинской службе отец Алексий состоял ратником народного ополчения II разряда. Будучи в должности Председателя Турковского Попечительства, он принял активное участие в сборе пожертвований для воинов и был удостоен серебряной медали Красного Креста, а также отмечен серебряной медалью в память Императора Александра III.

Имел отец Алексий и священнические награды. 25 мая 1899 года был награжден набедренником, в 1902 году — Архипастырским благословением, опубликованным в «Епархиальных Ведомостях», с внесением в формулярный список за особое отношение к церковно — школьному делу. В этом же году награждён бархатной фиолетовой скуфьей, 20 октября 1906 года — Святой Библией от Святейшего Синода, а в мае 1909 года – камилавкой, позже — наперсным крестом и саном протоиерея.

16 октября 1907 года, согласно поданному прошению, отец Алексий переведён в город Мозырь. Здесь батюшка служил в Свято-Михайловском соборе и одновременно преподавал Закон Божий в Мозырской женской правительственной гимназии и Мозырском мужском приходском 1-классном училище (до конца 1917 года).

За ревностную службу и усердное преподавание Закона Божьего в народных училищах Минской епархии Его Преосвященством отцу Алексию неоднократно выражалась благодарность.

В 1912 году семью Могильницких постигло огромное горе: умерла супруга протоиерея Алексия, Анастасия Ивановна. Ей было тогда всего тридцать семь лет. Овдовев, отец Алексий остался с пятью несовершеннолетними детьми. Сильный духом, он не впал в уныние, не опустил рук. Все дети остались на попечении батюшки. Как известно из Писания, дети праведника не просят хлеба (Пс. 36, 25). Не оставил Господь своим промыслом и семью отца Алексия, который, несмотря на слабое здоровье, сумел взрастить, воспитать и дать по тому времени хорошее образование своим детям. Небольшое домашнее хозяйство помогала вести престарелая домработница Хиония (Феония) Павловна Падольская.

По-разному сложились судьбы детей отца Алексия. Сын Феодосий во время Первой мировой войны эмигрировал в США, где долгое время преподавал богословие в Бостонском университете. Дочь Лариса в 1913 году окончила Паричское духовное училище, но, рано овдовев, переехала в город Гомель и стала там учительницей. Сын Николай работал до 1923 года преподавателем в городе Словечно (Украинская ССР). Дочь Нина служила в Круковичском волостном исполкоме Речицкого уезда и вместе с мужем Николаем также переехала в город Гомель. Там они жили до 1939 года. Затем Лариса с семьёй уехала в Ростов, а Нина – в Белосток. Сын Тихон в 1912 году обучался в Мозырской мужской гимназии; дальнейшая его судьба, к сожалению, неизвестна.

В 1920 году отец Алексий был переведён в местечко Лельчицы Мозырского уезда, где он нес священническое послушание до самой своей мученической кончины. Лельчицкий приход, основанный в XVIII веке, на тот период времени относился к Скрыгаловскому благочинию. Храм, в котором служил отец Алексий, был построен в 1889 году и освящен в 1892 году в честь Пресвятой Троицы, как и прежний, стоявший до него.

20-30 годы XX столетия были, как известно, годами воинствующего атеизма. В 1922 году в Восточной Белоруссии под руководством советской власти проходила кампания по изъятию церковных ценностей. Не обошла она и Троицкую церковь.

Антирелигиозная агитация и безбожная политика набирали обороты и давали свои горькие плоды. Об этом говорят и некоторые цифры. Если в 1917 году в Лельчицком приходе насчитывалось 4539 православных жителей, то к 1925 году их число сократилось до 2416 человек.  Несмотря ни на что, отец Алексий оставался верным Богу, своему священническому долгу и вверенной ему пастве до конца.

Документальные факты последних семнадцати лет жизни отца Алексия Могильницкого ясно свидетельствуют о том, что эти годы его служения освящены подвигом исповедничества.

В 1930 году отец Алексий был осужден народным судом на один месяц принудительных работ по надуманному обвинению: «за хранение мелкоразменной монеты». Прецедент создан. Восхождение на Голгофу началось.

Осенью 1935 года храм закрывают и обращают в зернохранилище. Но своего пастырского служения священник не оставляет. Ничтоже сумняся, он продолжает совершать богослужения на своей квартире. Читаем показания отца Алексия в протоколе допроса: «Религиозные обряды до осени 1935 года совершал в Лельчицкой церкви, а после этого начал проводить на своей квартире, как то крещение новорожденных, поминовение умерших и т.д.».

Не остался без внимания властей и тот факт, что на Пасху — 1 мая 1937 года — в деревне Симоничи группа женщин требовала открытия церкви. Поступил отказ. Тогда женщины сломали замок и самовольно начали совершать богомолье. Инцидент послужил поводом к аресту священника.

Батюшка был арестован 14 августа 1937 года и направлен в Мозырскую тюрьму. Он обвинялся по статьям 72, 76 УК БССР в том, что «являясь участником контрреволюционной группировки, систематически возводил клевету на Советскую власть, восхвалял жизнь фашистской Польши и Германии, проводил активную агитацию против всех мероприятий партии и правительства, проводимых в деревне, призывая колхозников к выходу из колхоза. Распространял провокационные слухи о скорой войне и поражении в ней Советской власти, устраивал нелегальные собрания, где проводил контрреволюционную работу».

Конечно же, ни в одном из предъявленных ему обвинений отец Алексий себя виновным не признал и никого не оговорил. Его дело было направлено на рассмотрение Особой Тройки НКВД БССР. 27 сентября 1937 года вынесено постановление: избрать по отношению к обвиняемому высшую меру наказания. Дата совпала с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня. 20 октября 1937 года приговор был приведен в исполнение в 15 километрах от г. Мозыря в урочище Березовка.

Спустя полвека справедливость в отношении отца Алексия была восстановлена. 7 июня 1989 года, в день, когда церковь празднует обретение главы Иоанна Предтечи, он был посмертно реабилитирован. Милостью Божией 21 ноября 2010 года решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви протоиерей Алексий Савельевич Могильницкий был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Белорусских.

(148)